Вечная эйфория

Книга "Вечная эйфория" представляет собой "эссе о принудительном счастье" лауреата премии Медичи и Ренодо, французского философа и писателя Паскаля Брюкнера.

В книге предпринята попытка определить, как получилось, что право на счастье превратилось в догму и жёсткий кодекс. Автор исследует счастье со всех сторон - и как парадокс сознания, и как предмет социальных устремлений, и как экзистенциальную суверенность, и как часть политических доктрин. По мере чтения мы узнаём, какая из этих доктрин и каким образом не справилась с теми противоречиями, которые делали счастье невозможным. Так, Эпоха Просвещения взяла на себя непомерно трудную задачу - соперничать с самым лучшим, что есть в христианстве, но оказалась "эпохой чувствительных душ, огорченных несбывшимися надеждами". Говоря о значительных идеологических концепциях, претендующих на замену духовных учений, Брюкнер замечает, что они превратились в христианские идеи, доведённые до безумия. Рассуждая о его оттенках, Брюкнер цитирует французского философа и историка литературы П. Бенишу, польского философа Л.Колаковского, американского прозаика, критика культуры Д.Стайнера, историка и социолога М.Лиллу, и многих других. При этом его безнадёжная интонация выглядит настолько всеобъемлющей, что граничит с оптимизмом.

Если же оставить в стороне политику и рассмотреть экзистенциальную сущность счастья, то и здесь дело обстоит не лучшим образом. Скольким, например, надо обладать, чтобы его достичь - совокупностью всяческих успехов в делах, в любви, в обществе, в семейной жизни, да ещё и получить полное моральное удовлетворение в придачу. Так что грядущее блаженство, по мнению Брюкнера, кажется не благой вестью, а безликим божеством, перед которым надо всё время оправдываться. Обещанные чудеса поступают бессистемно и скупо, как из капельницы, и от этого горше становится ожидание, сильнее - разочарование. Неизбежно самоукорение, беспокойство о том, чтобы вписаться в нормы, не отклониться от правил. Планы счастливой жизни наталкиваются на три парадокса - во первых, счастье слишком неопределённо. Во-вторых, едва оно достигнуто, как быстро сменяется скукой и апатией. И, наконец, установка на счастье настолько исключает всякое страдание, что делает человека безоружным перед ним. Исключение страдания приводит к противоположным результатам - современный человек страдает от того, что не желает страдать.

К тому же , чтобы спокойно наслаждаться, мало отбросить сами страдания, необходимо разнообразие, пресыщение для него худшая помеха. Вольтер, один из критиков теории счастья, написал, что человек мечется между судорожной суетой и сонной скукой , одна из его героинь говорит - "Я слишком счастлива и поэтому скучаю".

Рассуждая таким образом, П.Брюкнер не смог обойти стороной и Фрейда, который утверждал, что счастье невозможно. С одной стороны, чтобы жить в обществе, человек должен отказываться от части своих желаний (любая культура строится на подавлении инстинктов) и с другой, его всё время подстерегают несчастья. Фрейд считал, что счастье - это всего лишь удовлетворение, обычно внезапного, достигшего большой степени напряжённости желания, и в силу своей природы, могущего быть лишь эпизодическим феноменом."То, что представлялось химерическим отцу психоанализа, в ХХ веке стало чуть ли не долгом", - иронически заключает автор.

Одним из виновников "установки на счастье" Брюкнер считает французского философа Алена, чьи "Разговоры", едва выйдя в свет, стали необыкновенно популярными - оказывается, надо просто решить быть счастливым, никогда не жаловаться и сохранять бодрость. "Быть счастливым - наш долг по отношению к окружающим", по мнению Брюкнера, с этой установки начинается, постепенно набирает силу и окончательно утверждается представление о том, что счастье - не столько право, сколько обязанность человека. Страдание же, не имеющее права выразить себя. стало разрастаться, заставляя всё явственнее ощущать собственную уязвимость. Превратившись в запретную зону, оно взорвалось, проникло во все сферы общества.

Попутно Брюкнер пишет об опасности, которую влечет за собой нелюбовь современного человека к самому себе, к своим неудачам и гримасам судьбы, поскольку люди, движимые разочарованием и самопрезрением, способны примкнуть к любой политической авантюре

В общем, автор подвергает остракизму всё, что, так или иначе, постулирует идею счастья, он перебирает один за другим все известные способы осчастливить человечество, и ни на чем не задерживает взгляда.

Создаётся впечатление, что вся его книга - провокация, некое приключение в поисках ответа на сакраментальный вопрос о счастье, где главным всё же является само приключение.

И всё же есть вещи, в которых П. Брюкнер не сомневается. Например, он пишет, что во все времена существовали чудаки и маргиналы, которые живут достаточно независимо, и именно их культура задаёт впоследствии тон большинству. Общество тем динамичнее, чем больше оно изобретает образов жизни, не присвоенных самыми обеспеченными.

Во Франции великие взлёты приходились на те периоды, когда устоявшееся представление о счастье, то есть, очередной вариант конформизма уступало место иным социальным моделям.

В конце концов П.Брюкнер делает вывод, что секрет удачной жизни в том, чтобы не очень-то думать о счастье, не гнаться за ним и принимать его не задумываясь, заслуженное оно и ли нет, идёт ли на пользу человечеству, не цепляться за него и не оплакивать его, смириться с тем. что оно капризно и может угаснуть в самые возвышенные моменты или внезапно просиять на фоне будней.

Комментировать