ЧБ в ДКЖ

                                 

                                                                                           

Что такое классическая поэзия сегодня? Поставим вопрос более конкретно – что такое  классическая поэзия в контексте сегодняшнего времени, когда то или иное явление культуры,  претендующее на внимание зрителя, слушателя или читателя,  так или иначе, становится «объектом потребления»  С чем мы имеем дело, когда высокая культура  пытается обрести своё место в    рамках сложившегося смыслового поля,  где,  хотим мы этого или нет, господствуют законы маркетинга.  Ситуация, когда  «большой стиль» претендует на широкую аудиторию  - отнюдь не однозначна. Вместе с тем, если исходить из сегодняшних реалий  -  любителям высокой поэзии  неоткуда  взяться  -  поэзия требует досуга, а время – дорогой «продукт».. Многие современные философы, писатели и культурологи  говорят о трансформации смыслов, подмене ценностей, интеллектуальном надувательстве,  рассчитанном на невежд. Я останавливаюсь на этом подробно, потому что  всякое событие, которое не вписывается в привычную систему координат, заслуживает не только описания, но  и некоторого анализа.

 

  Событие, о котором идёт речь, произошло в один из сентябрьских вечеров в Пушкинском доме (ДК Железнодорожников  г. Самары) Это был вечер, где звучали стихи  поэтов Серебряного века – М.Цветаевой, А.Блока, З.Гиппиус, О.Мандельштама,  Б.Пастернака, В.Хлебникова.  Вечер прошёл при полном аншлаге – желающие послушать стихи заполнили не только партер, но и балкон

 Итак, вечер поэзии «Четверг в ДКЖ»  (именем Пушкина). Ведущие и организаторы вечера – Роман Мнацаканов и Евгений Козаченко, плюс «S.V BanD» Сергея Васильева, музыка   самарско-питерского композитора  Павла Куприянова и   авторский аудиовидеоряд  режиссёра Тимура Ли.  В команде организаторов  -  Александр Максимов, заведующий организационным отделом  Самарской областной юношеской библиотеки..

Поэтическое слово, особенно если речь идёт о великих поэтах, настолько содержательно, что требует вдумчивого, внимательного  вслушивания, внутреннего созерцания. Ситуация, когда  такие стихотворения выходят на большую аудиторию,  интересна своей неоднозначностью.  При этом  один прецедент может быть совсем не похож на другой.  

Можно ли, например,  спеть стихи В.Хлебникова? Наверное, нет, если принять во внимание герметичность его поэтического языка, необходимость владения "смысловым кодом".  Но что такое стихотворение, если не игра ума и воображения? И что,  как не  игра  - азартная, непосредственная и искромётная - может позволить войти  в пространство стихотворения?  Мне кажется, именно это и произошло во  время исполнения стихотворения В.Хлебникова ведущим вечера  Евгением Казаченко.

      Игра здесь является  возможностью  избавиться от стереотипов восприятия – когда  далёкое и чужое оказывается  близким и своим. Благодаря игре  понимание стихов О.Мандельштама или М.Цветаевой  А.Ахматовой  или Б.Пастернака  освобождаются  от школярской заученности (симптоматично,  что во время  своего выступления Евгений Казаченко  показал взятый  им из библиотеки поэтический сборник, где в формуляре  значилась всего одна запись девятилетней давности).

Возможно,  здесь всё дело в непосредственном переживании стихотворения, которое наполнило   эту игру энергией. Поэтому ведущие  - Евгений Казаченко и Роман Мнацаканов  не отпускали внимание зала на протяжении всего вечера.

   Нельзя впрочем, исключить и некоторые спорные  моменты, например -  «рэповый» надрыв, захлёстывающий чтение стихов А.Блока (что, впрочем объяснялось весьма проникновенным отношением к поэту  Романа  Мнацаканова).

В антракте зрители заполнили фойе, где можно было купить  сборники поэтов Серебряного века.  Желающие могли прочитать стихотворение вслух  и получить запись голоса в графическом формате – да, произнесённые и напечатанные слова совсем не похожи друг на друга! Но хотелось  бы думать, что  это не помешало тем, кто пришел на вечер, купить сборники стихов.  

Между тем, после завершения антракта зал был по-прежнему полон.

Во втором  действии джазовые импровизации «S.V BanD» Сергея Васильева,  сопровождавшие выступления Евгения Казаченко и Романа Мнацаканова достигли  апогея.  К ним добавились фортепианные миниатюры  композитора Павла Куприянова.  Экран притягивал ассоциативным видеорядом Тимура Ли.  Ближе  к  концу вечера на сцену вышли Лидия Игольникова, исполнившая музыкальные композиции на  ханге,  и певица Ирина Сигал. Всё это, по отдельности, казалось самодостаточным,  но, так или иначе, оформилось в единое целое.

Вечер «ЧБ» - «Четверг в ДКЖ» собрал зрителей на большой площадке, до этого литературно-поэтические вечера проходили в клубе «Библиотека»

Самара помнит музыкально- поэтические спектакли Клары Саркисян, что проходили в Самарской  филармонии. Жанр, который можно было бы условно обозначить, как «театрализованное поэтическое чтение" лежит в основе репертуара некоторых театров – например, театра «Послушайте» Владимира Антипенко в  г. Санкт-Петербурге, Поэтического театра во Пскове  (режиссер  Л.И. Изотов),  молодёжного экспериментального театра «Вариант»  в  г. Тольятти. Эти театры существуют уже много лет, и  у них сложилась своя аудитория. Поэтический вечер в Самаре, о котором идёт речь, обнаружил, как мне кажется, новые возможности этого жанра. . То, что получилось  -   не поэтический вечер в традиционном его понимании, и не  развлекательная программа в клубном формате. Это, скорее, представление  - со всеми праздничными обертонами, которые   несёт в себе это слово. Празднование поэзии.. Возможно, в  этом привкусе  праздника –  того, что происходит  не "специально",  непосредственного и неожиданного –  и есть новизна.  

О.С.

 

 

Комментировать