Сто раз ДАDA

В этом году отмечается столетие  Дада, хотя «юбилейная» тема с ним  не  очень  вяжется  -  тем более,  отрицание дадаизма манифестировалось, как его  истинное проявление.

Но. так или иначе, сто лет назад. в июле 1916 года, в Цюрихе, в кафе  «Кабаре Вольтер», прошел первый вечер дадаистов, где была  исполнена  поэма «Родильная горячка» с участием Тристана Тцара,  Марселя Янко, Хуго Балля и  Рихарда Хюльзенбека.  Появилось на свет едва ли не самое странное и влиятельное художественное течение XX века, которое впоследствии стремительно распространилось по миру. Вскоре один из основателей дадаизма Тристан Тцара переехал в Париж, по приглашению Андре Бретона, где статьи Тцара выходят в журнале «Литератюр» -  сотрудничество продолжалось вплоть до  их разрыва с Бретоном, утвердившимся впоследствии в сюрреализме. Но это   произойдёт позже, а в тот момент Тцара публикует многочисленные манифесты Дада. И, в  сущности, ничто не мешает нам  воспринимать это собрание парадоксов,  как личную философию Т.Тцара,  которая не оставляет миру никаких шансов вернуться с головы на ноги. При этом роль языка, как  социального органа,  формализующего опыт художника,  была радикально переосмыслена – вплоть до ликвидации, безболезненной для творческого процесса.  А само художественное высказывание перемещено в  область антропологии. Нельзя обойти вниманием и происхождение термина  «дада».  По-французски  это конёк,  плывущий сквозь волны и моря, сквозь слова, краски и звуки. Дада оставляет за собой право на  лепет жизни, проникая во все её формы и ускользая от классификаций, от всего того, что несёт в себе логика и упорядоченность.

 И в этом отношении конференция «Сто раз ДаDа», прошедшая недавно в Москве и приуроченная к столетию Дада  -  попытка проделать путь  конька по морю артефактов  (обойдя вульгарность  фактичности  по арт-касательной).

 Путь конька – это, собственно говоря. атмосфера происходящего, где каждый участник – это ешё раз дада, всё время по-новому, не повторяясь – со своим научным багажом,  в сопровождении зелёных  шнурков, алых носков и других хордовых признаков. В том и своеобразие научной аргументации прозвучавших докладов – изложенные докладчиками данные ускользают на манер конька,   конкретизация  здесь  не  всегда уместна. И в этом  смысле ответная реплика одного из докладчиков о том, что пара дублирующих алую рубашку носков на оппоненте свидетельствует о несоответствии духу дадаизма  выглядит не менее убедительной, чем попытка внести научные коррективы в изложенный докладчиком материал.

Доклады сопровождались показом  редких кино и фото- документов  -  это был изобразительный, поэтический,  и театральный Дада, а также экспериментальное кино М. Дюшана, Ман Рэя и других художников, которым был посвящён доклад Фредерика Ташу (университет Париж, Франция), а  фрагменты фильма  Рене Клера «Антракт»  -   показаны в рамках доклада Г.Антиповой (Госудрственный музей В.В.Маяковского) о Рене Клере.

Так или иначе, каждый из докладчиков добавлял свои краски в общую картину трёх дней, в течении которых длилась конференция. Таким событием был и доклад Гюнтера Бергхауса «Футуристические корни Цюрихского дадаизма» (Бристольский университет, Великобритания), и  «Дада.Апроксимация» Анри Беара (Университет Париж III – Новая Сорбонна, Франция).   «Кокто и Дада: Связь-молния» Катрин Бошьян-Кампане (Франция) "Дадаизм в России: пред и постшествие" Сергея Бирюкова (университет им. Мартина Лютера, Германия) "Михаил Ларионов и Дада в Париже" Режиса Гейро (университет им. Блеза Паскаля, г.  Клермон-Ферран),  "Ещё раз о «Фонтане» Дюшана к проблеме авторства и интерпретации" Андрея Россомахина (Европейский университет,  г. Санкт-Петербург) «Дада. Музеификация радикализма» Нины Геташвили (Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, г. Москва)  "Конструктивизм в теории и практике Рауля Хаусмана" К.Дудакова-Кашуро (Московский государственный  университет им. М.В. Ломоносова. г.Москва) и многие другие.

Вечерняя программа была не менее насыщенной – это совместная работа поэта Сергея Бирюкова и фри-джазового музыканта Сергея Летова «Созвучание», где были исполнены стихи Велимира Хлебникова,  Василия Каменского.  Алексея Крученых, Владимира Маяковского,  Тристана Тцара, Хуго Балля и других поэтов.

А также  перфоманс «Время идёт» с участием музыкантов Владимира Тарасова. Ларри Окса, Марка Дрессера и поэта Льва Рубинштейна.

В оргкомитет фестиваля вошли: С.Бирюков, Е.Гальцова, К.Дудаков-Кашуро, Д.Карпов, А.Лобов, В.Полонский, Н.Сиповская,  В.Терёхина.

Всю организаторскую работу взял на себя научный сотрудник Государственного музея В.В.Маяковского Дмитрий Карпов. Он же инициировал и довел до выхода в свет ряд изданий: книгу Тристана Тцара «7 манифестов дада», факсимильное воспроизведение и перевод берлинского альманаха ДАДА, а также сборник статей, посвященных русскому восприятию дадаизма. Все события состоялись благодаря поддержке фонда AVC CHARITY.

На фото: выступает Андрей Россомахин

Ольга  Соколова

 

 

7 лет назад
В последней публикации про ДаДа есть помарки:
- в слове Государственный (музей Маяковского) - ошибка;
- после слов "Василия Каменского" и "Владимира Тарасова" поставить запятые вместо точек.
В. Крайнов
Комментировать