- Nota Bene /
- Сто раз ДАDA
Сто раз ДАDA
В этом году отмечается столетие Дада, хотя «юбилейная» тема с ним не очень вяжется - тем более, отрицание дадаизма манифестировалось, как его истинное проявление.
Но. так или иначе, сто лет назад. в июле 1916 года, в Цюрихе, в кафе «Кабаре Вольтер», прошел первый вечер дадаистов, где была исполнена поэма «Родильная горячка» с участием Тристана Тцара, Марселя Янко, Хуго Балля и Рихарда Хюльзенбека. Появилось на свет едва ли не самое странное и влиятельное художественное течение XX века, которое впоследствии стремительно распространилось по миру. Вскоре один из основателей дадаизма Тристан Тцара переехал в Париж, по приглашению Андре Бретона, где статьи Тцара выходят в журнале «Литератюр» - сотрудничество продолжалось вплоть до их разрыва с Бретоном, утвердившимся впоследствии в сюрреализме. Но это произойдёт позже, а в тот момент Тцара публикует многочисленные манифесты Дада. И, в сущности, ничто не мешает нам воспринимать это собрание парадоксов, как личную философию Т.Тцара, которая не оставляет миру никаких шансов вернуться с головы на ноги. При этом роль языка, как социального органа, формализующего опыт художника, была радикально переосмыслена – вплоть до ликвидации, безболезненной для творческого процесса. А само художественное высказывание перемещено в область антропологии. Нельзя обойти вниманием и происхождение термина «дада». По-французски это конёк, плывущий сквозь волны и моря, сквозь слова, краски и звуки. Дада оставляет за собой право на лепет жизни, проникая во все её формы и ускользая от классификаций, от всего того, что несёт в себе логика и упорядоченность.
И в этом отношении конференция «Сто раз ДаDа», прошедшая недавно в Москве и приуроченная к столетию Дада - попытка проделать путь конька по морю артефактов (обойдя вульгарность фактичности по арт-касательной).
Путь конька – это, собственно говоря. атмосфера происходящего, где каждый участник – это ешё раз дада, всё время по-новому, не повторяясь – со своим научным багажом, в сопровождении зелёных шнурков, алых носков и других хордовых признаков. В том и своеобразие научной аргументации прозвучавших докладов – изложенные докладчиками данные ускользают на манер конька, конкретизация здесь не всегда уместна. И в этом смысле ответная реплика одного из докладчиков о том, что пара дублирующих алую рубашку носков на оппоненте свидетельствует о несоответствии духу дадаизма выглядит не менее убедительной, чем попытка внести научные коррективы в изложенный докладчиком материал.
Доклады сопровождались показом редких кино и фото- документов - это был изобразительный, поэтический, и театральный Дада, а также экспериментальное кино М. Дюшана, Ман Рэя и других художников, которым был посвящён доклад Фредерика Ташу (университет Париж, Франция), а фрагменты фильма Рене Клера «Антракт» - показаны в рамках доклада Г.Антиповой (Госудрственный музей В.В.Маяковского) о Рене Клере.
Так или иначе, каждый из докладчиков добавлял свои краски в общую картину трёх дней, в течении которых длилась конференция. Таким событием был и доклад Гюнтера Бергхауса «Футуристические корни Цюрихского дадаизма» (Бристольский университет, Великобритания), и «Дада.Апроксимация» Анри Беара (Университет Париж III – Новая Сорбонна, Франция). «Кокто и Дада: Связь-молния» Катрин Бошьян-Кампане (Франция) "Дадаизм в России: пред и постшествие" Сергея Бирюкова (университет им. Мартина Лютера, Германия) "Михаил Ларионов и Дада в Париже" Режиса Гейро (университет им. Блеза Паскаля, г. Клермон-Ферран), "Ещё раз о «Фонтане» Дюшана к проблеме авторства и интерпретации" Андрея Россомахина (Европейский университет, г. Санкт-Петербург) «Дада. Музеификация радикализма» Нины Геташвили (Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, г. Москва) "Конструктивизм в теории и практике Рауля Хаусмана" К.Дудакова-Кашуро (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. г.Москва) и многие другие.
Вечерняя программа была не менее насыщенной – это совместная работа поэта Сергея Бирюкова и фри-джазового музыканта Сергея Летова «Созвучание», где были исполнены стихи Велимира Хлебникова, Василия Каменского. Алексея Крученых, Владимира Маяковского, Тристана Тцара, Хуго Балля и других поэтов.
А также перфоманс «Время идёт» с участием музыкантов Владимира Тарасова. Ларри Окса, Марка Дрессера и поэта Льва Рубинштейна.
В оргкомитет фестиваля вошли: С.Бирюков, Е.Гальцова, К.Дудаков-Кашуро, Д.Карпов, А.Лобов, В.Полонский, Н.Сиповская, В.Терёхина.
Всю организаторскую работу взял на себя научный сотрудник Государственного музея В.В.Маяковского Дмитрий Карпов. Он же инициировал и довел до выхода в свет ряд изданий: книгу Тристана Тцара «7 манифестов дада», факсимильное воспроизведение и перевод берлинского альманаха ДАДА, а также сборник статей, посвященных русскому восприятию дадаизма. Все события состоялись благодаря поддержке фонда AVC CHARITY.
На фото: выступает Андрей Россомахин
Ольга Соколова
Вениамин
7 лет назад- в слове Государственный (музей Маяковского) - ошибка;
- после слов "Василия Каменского" и "Владимира Тарасова" поставить запятые вместо точек.
В. Крайнов