- Навигатор /
- Неистовый Деснос
Неистовый Деснос
«Человек который вобрал в себя все мечты мира», «Робер Деснос – любовь и привидения», «Архангел мечты и свободы», «Мишель Арбац: посвящение Десносу» - вечера, с этими названиями, в связи с 70-летием со дня гибели поэта, , были организованы Поэтической Ассоциацией Le Printemps des Poètes совместно с обществом друзей Робера Десноса и Ярмаркой поэзии.
Деснос был не только поэтом, но и критиком, теоретиком искусства, популяризатором литературы, а также сценаристом и радиоведущим. Динамизм живого творческого процесса менял и самого Десноса, и это заставляло его пересматривать взгляды и расставаться с прежними единомышленниками. Так произошло в 1930 году, когда поэт усомнился в возможности «сюрреалистической революции». Поэтому третий манифест сюрреализма связан с жесткой критикой А.Бретона. Не смотря на это, сам Деснонс прекрасно реализовал лозунг сюрреалистов - «вернуть речь её истокам». Игра слов, необычный контекст не мешали стихотворениям Десноса быть открытыми и прозрачными. Свои дальнейшие поиски поэт связывал с возможностью соединить «народную речь с атмосферой невыразимого».
С середины 30-х. под влиянием нацистской угрозы во Франции и гражданской войны в Испании Робер Деснос участвует в политической борьбе. Его поэзия всё больше перекликается с фольклором, напоминая ритмы старинных народных песен.
До войны у Десноса вышли поэтические сборники «Тела и блага» «Без стен» «Входные двери».Тогда же им были опубликованы несколько сценариев к фильмам, хотя большинство так и не увидели свет. Один из сценариев был экранизирован режиссером Ролланом Тюэлем. Деснос выступал и как теоретик кино – по его мнению, оно должно было отвечать тому недосягаемому и неуловимому – сну или мечте, которых нет в реальной жизни. При этом он противопоставлял «неистовое кино» академическому.
В 1942–1944 Робер Деснос опубликовал стихотворные сборники «Достояния» (Fortunes), «Бодрствование» (Etat de veille), «Страна» (Contrée), «Купание с Андромедой» (Le Bain avec Andromède), «Тридцать песен-басен для послушных детей» (Trente Chantefables pour les enfants sages).
С самого начала войны, в 1940 году Робер Деснос не принял режим Виши, и вступил в ряды французского Сопротивления. Он выступает по партизанскому радио. Тайно собирает сведения о передвижении германских войск. Пишет стихи об оккупированном немцами Париже.
Друзья предупредили Десноса о готовящемся аресте. Однако скрываться он не стал, поскольку опасался за судьбу жены – Люси Баду (сам Деснос называл её Юки, вслед за японским художником Фужитой). Когда Деснос был арестован, Юки приложила все усилия, чтобы его дело было приостановлено, и ей это почти удалось, но тут внезапно вмешался литератор- вишист Алан Ламбро, и дело возобновилось. Поэта отправили сначала в лагерь для политзаключенных Компьен, затем – в Освенцим и Бухенвальд. В 1944 году Десноса перевели в лагерь Терезин в Чехословакии. После освобождения Терезина советскими войсками, истощённого и больного тифом поэта обнаружил в одном из бараков концлагеря чешский студент Й.Ступа, поклонник сюрреалистической поэзии, который оставался с поэтом до последних дней его жизни. Деснос умер 8 июня 1945 года. Й.Ступа передал во Францию последнюю поэму Десноса, которую он написал в лагерях и посвятил Люси Баду.
- Начало
- Новые