Место действия

 

На днях в Самаре прошёл  фестиваль-лаборатория молодой режиссуры  «Место действия». Организатор фестиваля - художественный руководитель театра "Место действия" Артём Филипповский. Фестиваль был реализован на средства гранта, полученного по итогам конкурса III Молодёжного форума Приволжского федерального округа "IВолга", а также Всероссиского молодёжного форума "Таврида"  в  Крыму. 

Фестивалю предшествовала подготовительная работа экспертного совета.. В результате из 54 заявок были отобраны 15 режиссеров. Среди участников оказались режиссеры из Самары, Москвы, и Санкт-Петербурга. А в афише лаборатории – пьесы И.Вырыпаева, В.Дурненкова, Я.Пулинович, Ю.Клавдиева и других известных дрматургов. На фестивале были представлены спектакли – «Победоносец» (пьеса Ю.Клавдиева, режиссер Б.Салимов). «Любовь людей» (пьеса Д.Богославского, режиссер А.Галушин) "Солнечная линия" (пьеса И.Вырыпаева. режиссер Е.Ламзина). «Джульетта выжила» (пьеса Ю.Тупикиной, режиссер Т.Каррамова) «Спички» (пьеса К.Спешика, режиссер А.Устинов) «Летние осы кусают нас даже в ноябре» (пьеса П.Ушаковой. режиссер А.Алмазова). В качестве экспертов и лекторов на фестиваль были приглашены театральный критик, продюсер, член экспертного совета Национального российского театрального фестиваля «Золотая маска» с 2006-2013 год. основатель и художественный директор Всероссийского фестиваля «Реальный театр», лауреат международной театральной премии им.К.С. Станиславского, лауреат международной премии С.Дягилева, член Президиума Российского центра АССИТЕЖ, О.С. Лоевский, театральный критик и театральный менеджер, помощник художественного руководителя МХАТ имени Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам, кандидат искусствоведения П.А.Руднев.

 Фестиваль стал ярким событием для театрального сообщества. И хотелось бы думать, что  представленные на нём спектакли, сможет посмотреть, помимо профессионалов, и самарская театральная публика, поскольку  это не только серьёзная работа режиссеров и актёров, но и  - эксперимент, свежесть и новизна режиссерских решений, которые возникли во многом благодаря «лабораторному» формату.   У актёров, режиссеров и зрителей была  также возможность обсудить  спектакли. Теоретическую часть фестивальной лабратории провели П.А.Руднев и О.С.Лоевский, чьё панорамное профессиональное мышление позволило рассмотреть спектакли с разных ракурсов, в том числе и самых неожиданных. Хотя, конечно, оценка  опытных театроведов  и критиков , нредко жёсткая, не есть некий "приговор" – её можно рассматривать, скорее, как  смысловой вектор. В этой связи интересно проследить, как «работает» сам драматургический материал внутри спектакля. Например,  во время обсуждения спектакля О.С. Лоевский заметил, что  текст пьесы Ивана Вырыпаева «Солнечная линия» требует от режиссера большой осторожности, поскольку упрощённое режиссерское прочтение лишает его глубины. Но возникает вопрос -  что же  такое тогда – пьеса, как текст, если он самодостаточен и не нуждается в режиссерских интерпретациях? Возможно, один из парадоксов современной драматургии – в том, что,  чем менее пьеса текстуальна, тем более драматургична.

  Любопытно, что сходные процессы происходят и в современной литературе.  Однако в данном случае речь идёт о высоком профессиональном мастерстве, поскольку такая недосказанность предполагает смысловой объём. И здесь может быть применима  та же  метафора, что и по отношению к поэзии, которая - "световой шар".  Язык  драматургии также предполагает этот «световой шар» и задача режиссера здесь – вступить во взаимодействие с текстом, не растеряв его энергии. О том, как прочитывается такое невербальное послание  подробно рассказал в своей лекции, посвящённой современному искусству П.А. Руднев. В его выступлении прозвучала мысль о том, что современный язык искусства  - то, чему необходимо учиться,, как, например, языку программирования. Это положение воспринимается неоднозначно – например, как заговор  искусствоведов против искусства, которое, как многим хотелось бы думать, «принадлежит народу» (при том, что необходимость специальных знаний в технической сфере ни у кого не вызывает сомнений) Судя по вопросам, которые были заданы П.А.Рудневу во время  его выступления, проблема гуманитарного образования  стоит достаточно остро. Налицо – чудовищный разрыв между языком современного искусства и  способностью зрителя и читателя владеть этим языком,  и это невежество плодит неимоверное количество спекуляций и псевдособытий.

. Именно поэтому в Самаре, как, впрочем и в других городах  необходимы семинары подобного рода. Фестиваль же «Место действия» примечателен тем, что в его основу  оказалась заложена не только добротная теория, но и  практика, причем практика достойная внимания. Так,  спектакль московского режиссера Артёма Галушина по пьесе белорусского драматурга Д.Богословского "Любовь людей" раскрыл новые возможности современного театрального языка. Это тот случай,  когда технологии не превращаются в техничность, а «работают» на спектакль, делая его полифоничным. То, что происходило на экране не заслоняло самого сценического действия, черно-белые кадры, воспроизведённые кинокамерой, вели свою партию, густая мелодия виолончели – свою, и  контрапунктом  - лепет деревянных кукол, мистерия "балаганчика". В спектакле были заняты артисты разных театров, и тем удивительнее было наблюдать слаженность актёрского ансамбля. После окончания спектакля, во время его обсуждения, О.С.Лоевский рассказал о  драматурге Д.Богославском из Белоруссии, о самой пьесе. По его мнению, происходящее в ней события, претендуя на реальность, являются, скорее, фантомами, и весь образный строй спектакля, так или иначе, выстраивает эту фантомную реальность.

Другое дело, что вопрос о том, насколько она характерна именно для белорусской деревни а не русского города, остаётся дискуссионным.

Кстати говоря, лекцию О.С.Лоевского о проектном мышлении можно рассматривать, в том числе, и как способ избежать фантомной реальности. Хотя, казалось бы,  поводов для оптимизма немного – не секрет, что гуманитарные проекты финансируются  весьма редко. Что делать? Ждать, когда чиновники проникнутся значимостью проектной идеи? Или – осуществлять задуманное, заражая азартом друзей и знакомых, и предвосхищая, тем самым, возможную самоокупаемоть. Как полагает О.С.Лоевский, "проектное мышление", так или иначе, подразумевает поиск возможностей, которые далеко не очевидны.  Однако именно они позволяют не стоять на  месте  «в ожидании Годо».

И в этом отношении название фестиваля - "Место действия" - говорит само за себя.

Фестиваль прощёл  в  Центре Социализации Молодёжи (художественный руководитель ЦСМ Т.В.Подольская) В фестивале приняли участие режиссеры - Артём Галушин, , Артём Устинов, Барри Салимов, Татьяаа Каррамова Елена Ламазин, Анастасия Алмазова.

Записи спектаклей можно посмотреть на сайте https://www.mestodeistvia.ru/online

Ольга Соколова

 https://www.youtube.com/watch?v=qOxxKPj1vv4

Комментировать