• /
  • Центр весны - Саратов

Центр весны - Саратов

Удивительно, но небесная канцелярия ошутимо поддерживает  саратовский  фестиваль  поэзии  «Центр весны» – во всяком случае,  в фестивальные дни в Саратове стояла теплынь, наливались цветом деревья,  а в Институте филологии и журналистики СГУ,  где проходили  фестивальные события, кружились цветные стайки студентов. Некоторые залетали в аудитории.  Меж  тем разговор шёл о поэзии. как об учебной дисциплине.  Во всяком случае, книга, которая была представлена  слушателям  автором  её  идеи,  доктором филологических наук  Наталией  Азаровой  называлась «Поэзия», с подзаголовком – учебник.  Открыв книгу мы узнаём, что  учебник предназначен  « для старших классов  школы  ( гуманитарных классов или  гимназий и  лицеев), им можно пользоваться не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка».  Итак, учебник «Поэзия». Можно ли, в самом деле, научить поэзии (при том, что «воспитание чувств». в  "школах и лицеях" сведено к нулю, а  знание литературы дисквалифицировано до уровня тестов)? Ведь  дело же не в теории,  которая позволяет сколько угодно говорить, но ничего не сказать о поэзии. Так, в  одном из своих эссе О.Мандельштам  писал: « уже  во Франции школьное обучение стихотворчеству нелепо, потому что оно имеет смысл только там, где существует веками неподвижная общепризнанная поэтическая манера: система просодии, как например, в древней Греции. Не только русский, но и европейский стих переживает сейчас коренную ломку, поэтому школа, не имея перед  глазами увековеченного и прославленного образца, будет поставлена в затруднение, чему учить, и, в лучшем случае, даст лишь подражателей отдельным и случайным поэтам.»  Собственно, в  этой цитате  может заключаться суть возражений по отношению  к попыткам «научить поэзии» -  и в наши дни.   И всё же, если исключить школярский подход ,  можно говорить о  навыке понимания поэтического языка . который  почему-то подразумевается по умолчанию.   Хотя на самом деле  - здесь нужно умение, как, например,  в  овладении языком программирования.  Если вернуться к эссе О.Мандельштама, далее  он пишет о  «всенародной общепринятой манере», которая «просто грамота. Грамоте же можно учить»

Так или иначе, попытки «научить» поэзии  продолжают  оставаться неоднозначным и противоречивым  занятием  как в прошлом,  так и в нынешнем веке, и в этом отношении учебник «Поэзия» –интересный прецедент,  позволяющий осваивать эту ситуацию дальше.

  Кстати говоря, об опыте понимания поэзии хорошо  рассказал поэт Виталий Кальпиди  – (его творческий вечер прошёл на следующий день) по его мнению,  важно понять, что есть «свои» и «чужие» поэты. Так вот, именно  «свой» поэт может служить проводником к пониманию  стихов. Его стихи – своеобразные «очки» для восприятия поэзии. «Чужой» же, наоборот, может и вовсе отбить охоту   к чтению.  Любопытно, что отвечая на вопрос из зала  о том, какова, по его мнению. роль критики,  Виталий  Кальпиди  сказал о том, что «поэт создаёт смыслы, но  он не волен производить среду, где  эти смыслы раскрываются до конца. Это задача критики»

 То есть, критике в данном случае отводится не служебная, а вполне самостоятельная роль. (Вопрос лишь в соответствии этой роли реальному положению дел).  Сами стихи  Виталия Кальпиди прозвучали  в сжатой, энергичной манере -  это были, в основном,  стихи  из цикла «В раю отдыхают от бога». Затем -  показан фильм о  творчестве В. Кальпиди, песни и  видеоклипы на его стихи. И в ответах, и в стихах  –  ирония,  но та, о которой сам поэт пишет так: «ирония, претворяясь  всезнайством, на самом деле – всего лишь обморок, куда постепенно падает стесняющаяся сама себя сентиментальность.»  В  его новой книге «Избранное», вышедшей в издательстве Марины Волковой, главы и циклы оттенены авторскими ремарками,  как и почему писались стихотворения – своего рода наблюдения за самим собой. Например. такие : «единственный способ для художника добыть  строительный материал для последующей работы – это разрушение им созданного»  В эту новую книгу вошли стихотворения 1973-2014 годов из десяти ранее изданных книг.

 Между тем, фестивальные  события продолжались. В этом году  на презентации литературных изданий преобладали самарцы. Журнал «Черные дыры букв» представила Елена БогатыреваОльга Соколова рассказала о проектах  портала СлоВолга. журнал «Литсреда»  представили  Андрей Савкин и Роман Самсонов, «Белый человек» – Сергей Рутинов.  Номера альманаха "Графит"   привез  из Тольятти  Сергей Сумин.

Вечером 15  апреля в культовом месте Саратова – музыкальном кабаре «Honky Tonk»  прошел поэтический СЛЭМ, в котором приняли участие поэты из Саратова, Уфы, Санкт-Петербурга и Самары. Особеностью  СЛЭМа было то, что каждый из участников читал не свои, а чужие стихи, при этом имя автора до поры до времени держалось в тайне. Нередко чтение "чужим голосом" неузнаваемо меняло стихотворение, во всяком случае, это освежало восприятие и придавало стихам новые неожиданные смыслы. Особенно инересным было исполнение Даниэль Васильевой  стихов  Михаила БогатоваАнатолия Айдарова стихов Юрия Щёкотова,  а также  - Галарины Ефремовой в исполнении Юрия Щёкотова

В последний вечер фестиваля, перед  заключительными поэтическими чтениями,  в  «Honky Tonk»  выступил  поэт и прозаик Анатолий Рясов с презентацией новой книги «Сырое слово» 

В этом году  у  саратовского  фестиваля «Центр весны»  - юбилей, это уже десятый по счету фестиваль, с чем мы и поздравляем его бессменного организатора, доцента кафедры теоретической и социальной философии  факультета  философии и психологии Саратовского государственного университета (и человека-оркестра) Михаила Богатова.

Любимый читателями журнал «Волга» был представлен редактором отдела поэзии. поэтом Алексеем Александровым. В фестивале   принял участие поэт из Санкт-Петербурга Валерий Земских, а также поэты из Уфы, Тольятти, Вологды, Пензы, Виноградово, Новосибирска и других городов.

 

Комментировать