Белый человек: нужно жить в одиночку

 

Журнал «Белый человек» является одним из наиболее загадочных  и мифологичных литературных явлений Самары. У него есть свой, авторский стиль, сформированный  писателями Андреем Темниковым (ум. в 2006 году), Леонидом Немцевым,. Сергеем Рутиновым (который также является художником-иллюстратором),  Анной Жигаловой.

В журнале встречаются отсылки  к французской культуре,  поскольку  авторы знакомы с ней не понаслышке.

  «Белый человек чаще всего проявляет себя в умении быть без спроса… именно на такое умение – быть без спроса – как никогда повышен спрос».[1] В самом деле, редкое умение,  предполагающее самодостаточность, и  посему самое уместное  здесь – это параллельное высказывание, каковым следует воспринимать эти заметки.

 

Насколько белой может быть ворона по сравнению с белым человеком?  Мы этого не знаем. Вместе с тем,  если о белых воронах кое-что известно, то с  белым человеком всё обстоит довольно запутанно: туземцы ли новозеландские приняли его лунный облик за существо человеческой породы, сам  ли он  пророс изменчивой кроной на краю сна? Ускользнуть и рассыпаться. Остаться  вопросом на ответ, который повис в воздухе. И это почти всё.  Вот -  только несколько белых перьев парят, оседают смутной догадкой о рукокрылых. Ведь  если уж и  доискиваться  до  какого-нибудь смысла,  то  никак не до того, который уже занят. Да и в самом деле, неплохо бы, прежде чем определиться, спросить себя, глядя на загадочные иллюстрации   -  «Что это такое?» (см.журнал «Белый человек» №12) И не пугаться, если  ответ придёт в виде  чуди невиданной – смеси бульдога с носорогом в одеянии даосского мудреца. Но и  вот этот человечек в облике Маленького принца (только  с усами и бородой),  прилетевший невесть откуда в коньках и с хоккейной клюшкой наперевес – он тоже, скорее всего. здесь лишь затем, чтобы подтвердить – вы на правильном пути. Вы «снова в игре», о чем свидетельствует хоккейная команда «Лесные цари». А вместе с ней – тренер по физподготовке  Чак Чалопски,  администратор Минестроне,  хозяин клуба Джо-Джо Гаспачо,  секундометрист  Пьер Консоне,  массажистка Сусанна Мрвеница и прочие действующие лица. 

Через несколько страниц Маленький принц  оказывается внутри часов, не утратив при этом хоккейной клюшки и коньков – он и правда стал совсем маленьким, удерживая циферблат на краю мелованного  журнального листа. Впрочем, не стоит задерживать взгляда на стрелке часов -  только так можно продолжать считать себя вороной, вольной летать, куда  ей вздумается. Во всяком случае, Наблюдатели Луны из одноименного рассказа  А.Темникова избегают прицельного взгляда. Они  знают, что такой взгляд гонит   ворон в неведомые края. И  если  его обладателем  оказался попутчик  трамвая – значит,  пора  выходить  и продолжать свой путь незамеченными,  в полуденном тумане осеннего леса  Здесь  надо сохранять осторожность – особенно на безлюдных осенних лесных  дорогах,  где «в поздний час уже не может быть даже случайного встречного»[2] : «наблюдатели Луны, конечно, профессиональные дворняжки и подлинные охотники за этим редким лесным зверем, - тоже очень редки»[3].

Идти среди трав и мха,  в сиянии света, когда в «лесу воцаряется уют и чистота, несвойственная настоящему времени года. И поляны с поблекшей травой, которую даже самый жидкий солнечный луч сделал бы почти бесцветной, теперь были тёплыми и яркими пятнами» [4]. Смотреть, как  сгущается туман над вершинами гор.  В  догорающих сумерках  пробираться к реке, и  достичь, в конце концов, такой степени невидимости,  которая ничем не вспугнёт тишину  берега, воды…  стать  совсем прозрачными, не  мешая проходить сквозь себя лодочнику, его собаке,   проникая собой в неспешные шаги, эхо голосов на реке, мерцание воды

Оказавшись корягой на берегу, можно ощутить «степень бессмертности дерева», утратив собственную «живую смертность»[5], боль, холод, усталость…

Но и  на   пути в человеческом обличье деревья остаются  памятью из  солнца, пыли и смолы, неотделимой  от  бесконечного, шершавого наощупь, дня, огороженного двором – маленькой  деревянной крепости с первыми игрушками внутри. Троянским конём, где спрятано  пение цикад,   свист, щёлканье   и шорох. Чего только  там нет, в этом таинственном чреве. О данайцах ещё ничего неизвестно, да и есть ли они? 

Что  откроется   взыскующему взору искателя, очарованного волшебным зрелищем  калейдоскопа  -  трубы с  запрятанным в её недрах  секретом? Непрерывного, крутящегося  вокруг своей оси зрелища со скрытой  ото всех сердцевиной, как «Тумба Морриса»?[6] (так называется рассказ Сергея Рутинова). Он. Она. Двое сыновей с одинаковыми именами, один из которых – приёмный.

  Нужно ли добираться до сердцевины,   всматриваться в зеркальные  отражения? Делать шаг,  пересекающий невидимую границу сна, на рубеже яви,  где  светятся огни в саду, цветут  первые ирисы и малиновые тюльпаны,  весело трубят жуки-олени, плывет  дым от  костра,  и  -  ветер  в волосах,  сквозь  знакомый профиль,  вместе с   мелодией,  которую можно услышать только однажды и больше никогда.

 Дача на Студёном овраге – когда-то, давным-давно[7]….  Бесконечные марши красно-черных «солдатиков» по садовым скамейкам, синие и фиолетовые цветки водосбора в золотых нитях паутины, утки в непроницаемо- черном пруду среди сухих деревьев – словно с  картины Камиля  Писарро,   да и сам дом в тени столетнего реликтового  дуба – кто для кого был гостем среди его витражей?    Здесь, по эту сторону сна, мелькают в мареве света  знакомые фигуры.  И можно пройти этот сон насквозь, и оказаться на берегу Волги,  чтобы и там не заметить  спрятанную от всего  остального мира невидимую тень…яблоко, качнувшееся на ветке, круглая Земля, всплывшая в синеве  –  тень,  застрявшая в ресницах, останавливает взгляд. Данайцы выстраиваются незримой цепочкой:  ускользающее название   яхты, нелепое удвоение имени, которое оказалось присвоено чужим сыном, оптический фокус с одеялом, на поверку  -  пустым… дом с витражами не помнит о пепелище – там, вне времени…

Здесь, наяву, размыкается круг, волшебная труба с грохотом катится по полу, замирая на последнем обороте, за секунду до того,  как разожмётся опустевший  кулак …

Г-м… а что же произошло с Маленьким принцем? Он превратился в капитана хоккейной команды, Короля Ги Буйабеса. Ну, усы и борода – это конечно, и ещё бокал вина в одной руке и сигарета в другой.  А рядом –  персонажи в шлемах  и с клюшками – не совсем люди, но и не вороны. Может быть, серые волки.  Так или иначе,  серый цвет, это, возможно,  знак  того, что  его обладатель – такой же, как и другие его собратья, что он не человек, если белый, но друг, если волк среди серых волков. И фамилии у них, кстати,  одинаковые. Впрочем, мнимость превосходства белой расы итак не подлежала сомнению: «доказательства  расовой теории в  БЧ просто уклончиво блуждают, исчезая в тот момент, когда  могут быть обнаружены»*

Что и говорить, однофамильцы неизвестной породы – косвенное свидетельство того, как  бесконечно далеко могут зайти интерпретации расового многообразия,  вплоть до  их  коренного изменения,  причем,  до сих пор  остаются  почти неисследованными мутации  т.н. "городских муравьёв", сохранивших человеческий облик. Любопытно, что  муравьиная природа  происхождения не мешает им видеть сны, но привычка к механическим действиям заставляет мутантов записывать  сны в тетрадку, снабдив их порядковым номером (тем  более, сон, где в окне  глумится оживший  призрак,  легко спутать с дневными наблюдениями за соседкой напротив). Но  эти муравьи могут выделывать фокусы и почище. Тем не менее, наблюдения за поведением мутантов практически не проводились,  и, появись таковые в ближайшее время, предавать их огласке было бы весьма легкомысленно. Однако ничего не мешает нам предположить, что эссе А.Жигаловой  с вполне нейтральными названиями – «Дождь», «Облачность», «Ветер, «Гроза», «Жара» -  могут-таки  ими  являться . Да и авторская интонация не нарушает  полифонии –  как можно догадаться,  для конспирации.

 «Зачем?» - так называется   рассказ Леонида Немцева. Его  можно считать,  в своём роде,  фабульным продолжением   эссе «Везде», с которого начинается   журнал.  А можно и не считать … ведь «дух веет, где хочет. Но в отличие от кошмара экспертов,  его можно застать именно там, где вы решили с ним повстречаться»[8].

  Действительно, мгновения, когда мир предстаёт перед нами во всём блеске новизны, обнаруживают, прежде всего,  внепричинную природу своего появления. Многочисленные  заботы, переустройства, хлопоты  и прочие беспокойства имеют под собой основание:  всё это, вместе взятое, должно, рано или поздно привести   нас к счастью. И посему  вопрошание  «Зачем?» возникает, как правило, в самый неподходящий  момент, когда всё обустроено, а счастья нет, как нет.  Но в контексте рассказа это «Зачем?» несёт в себе прямо противоположный смысл, поскольку отменяет всякие обязательства, якобы необходимые для обретения счастливого состояния

Более того, герой рассказа  переживает это состояние вопреки обстоятельствам – ему отказано во взаимности, но, вместе с горечью,  он  чувствует, что всё должно было произойти именно так,   а не иначе. Эта встреча,  словно детонатор,  привела  в действие новый порядок вещей.  Девушке, о которой  он думал,  достаточно было просто быть, безо  всяких «Зачем?». Странное открытие – и он пытается объяснить его своему другу… но что тут можно объяснить, да и нужно ли? Впрочем, об этом я уже писала в начале  комментария.

«Никаких данных и эсбиэнов» – уведомляется в конце журнала. И затем – уточняется – тем не менее, выходит с 1998 года.

Непривязанность ни к каким цифрам и обязательствам, которые нередко заменяют собой иссякшую энергию новизны,  внеурочный,  и вместе с тем – совершенно необходимый в своей необязательности  жест, подтверждающий - «Цветному сну вопреки  возродить в настоящем открытые правила , по которым

 Нужно жить в одиночку»

 

 

[1] Л.Немцев. «Везде». «Белый человек»№12, стр.4

[2] А.Темников.»Наблюдатели Луны» «Белый человек» №12.. стр.10

[3] А.Темников. «Наблюдатели Луны» . «Белый человек,№12, стр. 10

[4] А.Темников. «Наблюдатели Луны». «Белый человек»,№12, стр. 8

[5] Л.Немцев. «Дерево». «Белый человек», №12. стр.13.

[6] С.Рутинов. «Тумба Морриса».

Примечание: Тумба Морриса- (фр. colonne Morris) — так называется уличная высокая тумба цилиндрической формы для вывешивания рекламных афиш. Во Франции носит имя парижского печатника Габриэля Морриса (Gabriel Morris)

[7] Действие рассказа разворачивается в доме на Студёном овраге. В тексте же упомянута  дача на Студёном овраге (впоследствии сгоревшая), автора этих заметок.

[8] Л.Немцев.  «Везде» «Белый человек»№12, стр.4

 

ОЛЬГА СОКОЛОВА

 

 

Комментировать